Никита Мелихов, Антон Вереницын — Рука Каравайчука (concerto grosso) Текст и запись: Антон Косминский. Олег Николаевич Каравайчук (1927 — 2016) — композитор, известный благодаря огромному количеству музыки к фильмам и театральным постановкам, а также некоторым близким к перформансам живым выступлениям, во время которых он мог, например, играть в наволочке, лёжа за роялем или сидя на коленях. Его эксцентричная манера исполнения и множество связанных с ним легенд подчёркивают его яркую творческую индивидуальность. Для его музыки характерны импровизационность и цитирование. 13 июня 2016 года на восемьдесят девятом году жизни маэстро скончался. На это событие не мог не откликнуться коллектив, разделяющий стиль с этим музыкантом — «фабрика авангарда». Участники коллектива узнали о творчестве Каравайчука не так давно. Однако его влияние обнаруживается с первых же произведений «фабрики», большей части которых свойственны импровизационность и цитирование, на которых основано и творчество Каравайчука. Он стал неким неосознанным для самих музыкантов вдохновителем. Выбор жанра, структуры и содержания частей отдает дань кончерто гроссо самого Каравайчука, записанному в Государственном Эрмитаже в 2009 году. Название же отсылает к фильму «Рука Гоголя» (2013), показывающему интересные детали творческого процесса и восприятия искусства Каравайчуком. Первая и третья части обыгрывают гармонические последовательности, распространённые в популярной музыке. Пуантилистическая вторая часть внезапно превращается в переброс цитатами. Вальс-антракт, помимо популярных вальсов Штрауса и Чайковского, цитирует вальс Каравайчука из фильма «Нога», а именно его мажорную тему. Вальс звучал и в «Руке Гоголя» с одной особенностью: простую тему композитор подпевал фальцетом своей игре. Этот прием в цитате сохранили и «фабриканты». Четвёртая часть содержит оминоренную цитату вальса Каравайчука из антракта, способ развития которой в контексте этой части напоминает происходящее в пьесе «Бал» из «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке. Контрастная кода этой части предвосхищает финал. В Марше-антракте процитирован знаменитый марш из «Аиды» Джузеппе Верди, а также присутствует эпизод, похожий на регтайм. Особый смысл содержит в себе последняя часть – эпилог кончерто гроссо. Она представляет собой своеобразное последнее слово у надгробья композитора. Но заключение светлое. Это не выражение горечи утраты такой значительной личности, а скорее утверждение её величия, ибо, несмотря ни на что, творчество Каравайчука, как и искусство вообще, бессмертно. Запись сделана 18 июня 2016 года в Малом концертном зале Волгоградской консерватории имени П.А. Серебрякова.

Теги других блогов: музыка концерт Каравайчук